Фотоотчет Евгения Золотухина: Маршрут #6
Год назад в Кемерово начал свое существование проект этнографических экспедиций «Легенды Кузбасса». За один сезон участники проекта преодолели несколько тысяч километров и провели в дороге несколько недель.
Казалось бы, за это время можно посмотреть все, регион то уж и не такой большой, но, как оказалось, нет. Тем более главной целью стоит собрание максимально полной информации о регионе… Поэтому неделю назад стартовал второй сезон экспедиций.
Наконец мы начали изучать Кузбасс не только с земли, но и с воды, в будущем надеемся продолжить это занятие и с воздуха. За три дня первой экспедиции второго сезона было пройдено больше восьмисот километров, двести из них — по воде.
День первый. Утро. Въезжаем в Крапивинский район. Что мы знаем о нем? Совершенно обычный район, обычные поселки со своей историей. Но в этот раз у нас не будет обычных экскурсий по памятным местам.
Зеленогорский.
Честно говоря, мы знали, что будем кататься по реке, но даже не задумывались, что этой рекой станет Тайдон. Тут, конечно, вспоминается вся красота Кузнецкого Алатау и приходит понимание, что Крапивинскому району действительно есть чем гордится.
У нас был выбор из двух катеров: открытого и закрытого. Трое самые смелых, в том числе и я, выбрали открытый.
Но через некоторое время становилось так.
Первые 20 километров мы прошли по Томи и плавно оказались на Тайдоне.
А еще здесь разводят тайменя, самого крупного представителя лососевых. Весит такая рыбка до 80 кг, а длина его 1,5-2 метра.
Таймень не только рыба крупная, но и достаточно редкая. Ловля без специальной лицензии запрещена, но какой контроль может быть в такой глуши? Поэтому в этом году здесь решили попробовать разводить этих гигантов, но это не так то просто. Одной самке для оплодотворения требуется три самца. Из отложенных икринок выживет лишь малая часть, около пяти процентов.
Поселок Медвежка. На сегодняшний день здесь проживает(прописан) всего один человек. Фактически же в разное время года здесь живут несколько десятков любителей природы, использующих дома в качестве дач.
В какой то момент наш сопровождающий, кстати, виртуозный водитель катера, сообщает о медведях. Говорит, самые настоящие, медведица и два медвежонка. Глушит мотор и пытается нам их показать. Мучения не прошли напрасно и подойдя почти в притык к склону я таки увидел что то темное и движущееся!
Фотография, конечно, совсем не та, что снимает на Камчатке shpilenok, но ведь я и не на Камчатке, да и вообще впервые в жизни видел настоящего медведя в природе, поэтому радости моей нет предела.
Через несколько километров видели еще одного, его сфотографировать я уже не успел.
Обычный горный снежник, но высота здесь всего 250 метров над уровнем моря.
День второй. Утро.
Первая точка — поселок Журавлево.
Рядом с поселком есть Танаев пруд. Сейчас мы стоим в Кузбассе, но на другом берегу уже Новосибирская область.
Дальше мы поехали в поселок Ваганово.
Нам обещали показать некое ущелье. «Какое может быть ущелье в Ваганово», — подумали мы, но поехали. Оказалось, здесь действительно есть ущелье, ущелье не простое, а мраморное. Еще несколько десятилетий назад неподалеку даже был мраморный карьер. Сейчас все работы заморожены, а лесная дорога зарастает новыми кузбасскими лесами.
Вообще, поселок стоит здесь с 1870-х годов, но название свое он получил лишь в 1935, когда был перенесен ближе к железнодорожной станции Промышленная.
А вот паровоз, который стоит на станции. Как знают все кузбассовцы и помнят постоянные читатели, такие паровозы-памятники стоят на всех крупных железнодорожных станциях области.
Но вдруг случилось страшное, по одному из участников экспедиции прополз клещ
Взволнованный superbarok в промышленновской больнице. Как оказалось, когда он снимал с себя клеща, он так на него давил, что бедолага скончался. И теперь мы никогда не сможем узнать, какие были у него помыслы и был ли он опасен.
В итоге Сереже поставили десять ампул иммуноглобулина и он мужественно продолжил путь в качестве водителя экспедиции.
А дальше наш путь лежал в село Морозово. Давно-давно в маленькое бедное село приехал купец Сергей Алексеевич Поливцев, купец был молод и богат.
Чтобы далеко не ездить, прямо в деревне купец наладил производство кирпича и начал «стройку века». Предположительно в 1864 году в центре села появился небывалых размеров и красоты для этих мест дом.
А в начале гражданской войны купец куда-то пропал, говорят, периодически его видели здесь еще до 30-х годов, но фактически судьба его неизвестна.
День третий. Утро.
Недалеко от въезда в город располагается Церковь Сергия Радонежского.
В Топках, в отличие от многих других городов и поселков, мы не первые блогеры с фотоаппаратами.
В прошлом году Дмитрий Медведев путешествовал по Сибири на поезде. Во время путешествия поезд совершил остановку на станции Топки, будучи известным блогером, конечно, blog_medvedev выложил фотографии станции в твиттере и инстаграме. После прогулки с фотоаппаратом гость зашел в местный вокзальный магазинчик и купил там квас.
Это событие стало одни из главных в современной истории города. Конечно, путешествуя по Кузбассу и приехав в Топки мы не могли не зайти в легендарный магазин и не купить в нем квасу.
В продолжение железнодорожной тематики, как и обещал в Промышленной, расскажу про паровозы. депо станции Топки — настоящий музей паровозов, точнее был таковым еще несколько лет назад. все паровозы-памятники на привокзальных площадях кузбасских городов попали туда именно из Топок. Причем все они попадали туда своим ходом с прокладкой временных рельс.
Сейчас в Топках осталось лишь два паровоза. Один, как и везде, на площади у вокзала. А второй в депо, кстати, единственный не черный.
В любом, даже самом маленьком и забытом поселке, самое ухоженное место — памятники погибшим на войне.
Александр Антонович собрал в музее огромную коллекцию экспонатов, которой позавидуют и городские краеведческие музеи. Но на этом он не остановился, он сам стал создавать экспонаты. Из палочек для шашлыка. На фото часть одного из них — реконструкция Сибирского острога, во всех деталях!
Продолжение следует…