«Комсомольская правда»: Кто строит яхты в центре Кузбасса?
Репортаж корреспондента «КП» — Ольги Титович посвящен второму дню путешествия:
«В составе экспедиции «Легенды Кузбасса» наш корреспондент уже посетил несколько населенных пунктов по старой юргинской дороге и ряд достопримечательностей в самой Юрге.
Утро второго дня экспедиции оказалось весьма холодным, но удивительно солнечным. Быстро собравшись, отправляемся на железнодорожный вокзал, найти который в Юрге не так-то просто: станция Юрга-1 представляет собой совершенно обособленный район города. И даже доехав до предположительного места расположения вокзала, не находим подъездов к нему: дорогу преграждают железнодорожные пути.
Не беда — по надземному переходу отправляемся пешком и не напрасно: вид сверху открывается потрясающий! Рельсы, грузовые и пассажирские вагоны, открытые платформы и цистерны… Романтика! Да и сам вокзал в лучах утреннего солнышка похож на маленький замок — очень ухоженный, компактный и симпатичный.
Недалеко от вокзала находим церковь со сложным названием «14 000 вифлиемских младенцев-мучеников, от Ирода убиенных». С утра все кажется красивым.
Воспитание характера
С вокзала едем к реке — на долгожданную встречу с юргинскими строителями яхт. Скажу сразу, эта встреча лишь подчеркнула светлое утреннее настроение этого дня, зарядив позитивом всех участников экспедиции.
Военно-патриотический клуб «Юргинская застава» существует уже 7 лет, а три года назад на его базе открылось детское объединение «Чайка».
— Начинали с одной учебной двухмачтовой яхты, которую нам построили на деревообрабатывающем предприятии «Кедр», — вспоминает моряк-подводник Черноморского флота, капитан третьего ранга, а ныне руководитель клуба Иван Милюкин.
Сейчас в распоряжении ребят несколько спортивных яхт класса «Оптимист». Эти кораблики созданы специально для детей: весят всего около 30 кг, а выдерживают вес почти в сотню, так что двое мальчишек могут без всяких усилий спустить их на воду и вытащить на берег.
Кстати, занимаются в клубе и девочки. Наравне с мальчишками учатся управляться с парусом и наизусть знают всю непростую морскую терминологию.
Но ребята не только ходят под парусом. Все они принимают активное участие в строительстве каждого судна, учатся ремонтировать и ухаживать за ним.
— Мне нравится, как работают дети: у них же глазки горят, — делится руководитель клуба. — Они же с удовольствием этим занимаются. Он учится ходить на яхте и работать. Причем работа — не сказать, чтобы сильно интересная. Она действительно грязная, тяжелая, но ребятишки работают, значит, будет толк.
Своим главным достижением Иван Иванович считает то, что его выпускники выбирают профессию педагога. Значит, как и он, будут помогать детям расти, становиться настоящими людьми — добрыми и смелыми.
— Мне важно, чтобы дети в этой жизни занимались делом, — говорит он. — Главное — воспитать характер, а станет ребенок моряком или нет — это уже не так важно.
Пока в клубе занимается лишь пара десятков человек. Предпочтение при наборе отдается детям из трудных семей, тем, для кого клуб может стать реальной ступенькой роста. Взять всех желающих возможности нет.
Осуществляя мечты
— Моя мечта — создать в Юрге кадетский корпус на базе дополнительного образования, — делится Иван Иванович, — вложений немного — у нас уже все есть, а результаты будут потрясающие!
Глядя на азартного, действительно увлеченного своим делом моряка и педагога, легко верится, что его мечта осуществится. Он заражает своим оптимизмом не только ребят, но и всех общающихся с ним взрослых. Видимо, поэтому на сотрудничество с клубом легко идут и коммерческие организации города, снабжая юных моряков и деньгами для поездок, и материалами для строительства. С самого начала поддерживает «Чайку» и его, пожалуй, главный меценат, директор деревобрабатывающего предприятия «Кедр» Юрий Драгун.
— Я просто вспомнил свое детство, как сами мальчишками строили лодки. И подумал: «Почему бы не начать строить их и сейчас», — улыбается он. — Хотелось передать свой опыт в строительстве этих лодок и опыт участия в соревнованиях на яхтах, на лодках. Да и просто поддержать хорошее дело дорогого стоит.
С сожалением покидаем гостеприимных сибирских моряков. С собой увозим снимки, приглашение вернуться летом и две любимые здесь мальчишеские поговорки: «Баланду через клюзы травить» и «Чай с бимсами на клотике пить». Раскрою секрет для непосвященных: эти внушительные фразы, хоть и состоят из авторитетных морских терминов, но никакого смысла не имеют.
Продолжая тему водного транспорта, едем на переправу. Наш первый визит в Юргу окончен, хотя уже сейчас очевидно, что побывали мы далеко не везде.
— Пронзительная мысль при отъезде из каждого города — сюда нужно вернуться, и не раз, — делится руководитель экспедиции Роман Новоселов.
С ним сложно не согласиться. Кстати, приехать ещ раз в Юргу мы собираемся в самое ближайшее время: уже есть договоренность об экскурсии на одно из градообразующих предприятий города — Юрмаш, да и покататься на яхте мы не успели.
Но пока — в дорогу, а точнее — на борт парома «Юрга–село Поломошное».
Продолжение следует.