• Спонсорам
  • Участники
  • Маршруты
  • Новости
  • О проекте
18 декабря 2012, 10:00

Фоторепортаж Евгения Золотухина: Тельбесский рудник

В прошлый раз я рассказал про поселок Мундыбаш. В восьми километрах от него есть поселок Тельбес, хорошо спрятавшийся за горными перевалами. А в Тельбесе есть железнорудное месторождение, активные разработки которого шли в прошлом веке, ныне признанное нерентабельным и полностью заброшенное.

Тельбесский рудник

Я уже не раз отмечал, что Горная Шория — место концентрации самых интересных мостов.

В Тельбесе сейчас их три и выглядят они так

Местные жители очень смелые люди, они без опаски постоянно пересекают реку Тельбес по этому мосту.

Этот мост - единственный способ добраться в основную жилую часть поселка
Для местных это ерунда
Для приезжих мост даже со стороны выглядит пугающе...
...в реале из этого моста можно сделать тропу для экстремалов

Те, кто преодолеет все трудности и переберется на другой берег, будут награждены замечательным пейзажем.

Слева - несколько домиков, наша цель прямо за ними

Панорама в большем размере.

А вот и цель — Тельбесское месторождение железной руды.

Еще в середине XVIII в. делались попытки использовать железные руды Тельбесского месторождения для снабжения Томского завода, но из-за большой удаленности и отсутствия дорог эта задача оказалась непосильной.

Вновь заговорили о Тельбесе в 1926 году, Сибирский крайисполком постановил организовать бюро по проектированию Тельбесского Кузнецкого комбината – «Тельбесбюро», на базе которого был организован Тельбесстрой, в последствии – Кузнецкстрой.

29 января 1930 года в поселке Тельбес организовано управление Тельбесского железорудного района по строительству рудников Тельбес и Темиртау, а в сентябре того же года была начата проходка первой на руднике Тельбес наклонной шахты «Ударник».

Первая руда здесь добыта в 1932 году
Один из входов в сохранившиеся тоннели
А это уже вид в обратную сторону

Фото в большем размере.

Тельбесский рудник
Тельбесский рудник
Тельбесский рудник
Пройдемся по сохранившимся тоннелям
Рудник был многоуровневым, один из вертикальных тоннелей
Если пробраться немного подальше, куда добираются не все, можно увидеть и сохранившиеся кусочки истории рудника
Руду вывозили на вагонетках по этим рельсам

Дальше — по канатной дороге до Мундыбаша. Протяженность канатной дороги составляла 7050 м и рассчитана на перевозку 300000 тонн руды в год. Мундыбашская ж/д станция изначально строилась именно для вывоза тельбесской руды.

Последняя руда по канатной дороге отправлена в 1948 году, после дорогу демонтировали и перенесли на соседний более перспективный рудник Одрабаш. В 1966 г. Тельбесский поселок был ликвидирован и подчинен Мундыбашскому.

Дальше - завал. Как видим, в вагонетки руда попадала именно отсюда
Кусочки истории
На сегодня все, но самое интересное еще впереди!

Продолжение следует…



Условия использования фото- и видео-материалов,
размещенных на сайте
  • Спонсорам
  • Участники
  • Маршруты
  • Новости
  • О проекте

Коммерческие партнёры

Информационная поддержка