Фоторепортаж Евгения Золотухина: Тельбесский рудник
В прошлый раз я рассказал про поселок Мундыбаш. В восьми километрах от него есть поселок Тельбес, хорошо спрятавшийся за горными перевалами. А в Тельбесе есть железнорудное месторождение, активные разработки которого шли в прошлом веке, ныне признанное нерентабельным и полностью заброшенное.
Я уже не раз отмечал, что Горная Шория — место концентрации самых интересных мостов.
Местные жители очень смелые люди, они без опаски постоянно пересекают реку Тельбес по этому мосту.
Те, кто преодолеет все трудности и переберется на другой берег, будут награждены замечательным пейзажем.
Панорама в большем размере.
А вот и цель — Тельбесское месторождение железной руды.
Еще в середине XVIII в. делались попытки использовать железные руды Тельбесского месторождения для снабжения Томского завода, но из-за большой удаленности и отсутствия дорог эта задача оказалась непосильной.
Вновь заговорили о Тельбесе в 1926 году, Сибирский крайисполком постановил организовать бюро по проектированию Тельбесского Кузнецкого комбината – «Тельбесбюро», на базе которого был организован Тельбесстрой, в последствии – Кузнецкстрой.
29 января 1930 года в поселке Тельбес организовано управление Тельбесского железорудного района по строительству рудников Тельбес и Темиртау, а в сентябре того же года была начата проходка первой на руднике Тельбес наклонной шахты «Ударник».
Фото в большем размере.
Дальше — по канатной дороге до Мундыбаша. Протяженность канатной дороги составляла 7050 м и рассчитана на перевозку 300000 тонн руды в год. Мундыбашская ж/д станция изначально строилась именно для вывоза тельбесской руды.
Последняя руда по канатной дороге отправлена в 1948 году, после дорогу демонтировали и перенесли на соседний более перспективный рудник Одрабаш. В 1966 г. Тельбесский поселок был ликвидирован и подчинен Мундыбашскому.
Продолжение следует…